Политики, бизнесмены, деятели культуры и искусства, независимо от их национальности и вероисповедания, объединяются сегодня с целью увековечить имена наших великих предшественников — тех, кто своим бескорыстным порывом, своими добрыми делами оставил свой яркий светлый след в российской истории. Представители династий Шереметевых, Третьяковых, Мамонтовых и Морозовых — их имена уже вошли в историю российского благотворительного движения. Этот список и сегодня растет с каждым годом. Таким образом, сохраняется духовная связь поколений.
Благодаря усилиям и неравнодушию к наследию нашей страны Михаил Карисалов возвращает в государственные музеи предметы из исторических собраний, тематически связанные с дворцовыми комплексами и усадьбами, внося безусловный вклад в сохранение, развитие отечественной культуры и искусства. Михаил Юрьевич — российский промышленник, председатель правления и генеральный директор ООО «Сибур», коллекционер и филантроп, обладатель премии «Меценат 2019 года» от Министерства культуры Российской Федерации, меценат уровня «платина» ГМИИ им. А. С. Пушкина, попечитель многих музеев Москвы и Санкт-Петербурга, кавалер ордена «За заслуги в культуре и искусстве».

Золоченое кресло, приобретенное для Останкино Михаилом Карисаловым, абсолютно идентично предметам гостиного гарнитура из Голубого зала дворца Н. П. Шереметева в Останкине — одного из главных помещений парадной анфилады, стены и мебель которого обиты голубым штофом, плафон расписан в стиле помпейских фресок, а пол украшен наборным паркетом, изготовленным в Санкт-Петербурге.
Несомненно, что кресло входило в комплект мебели, изготовленный для Останкинского дворца Н. П. Шереметева. Возможно, вместе с другими креслами, оказавшимися в московском доме Шереметевых на Воздвиженке в 1870-1880-х гг., в соответствии с модой того времени, оно было полностью выкрашено черной лаковой краской, под которой оказалась и позолота, и раскраска деталей в голубой цвет.

Оригинальная форма кресла (в ее основе — композиция французского кресла эпохи Людовика XVI и характерные детали (стойки локотников в виде изящных вазочек, колонки, декорирующие спинку, точеные ножки с капителям — «зонтиками», резьба в виде рифленых лент и дукатов, декоративное завершение спинки с изящной накладной резьбой) позволяют отнести этот предмет к работам мастерской Павла Споля, созданным в рамках классицистической традиции, но отличавшихся своим, узнаваемым авторским «почерком».
Авторство Споля, много работавшего по заказам графа Шереметева не только над мебельным убранством, но и над декоративной отделкой интерьеров, украшенных накладной позолоченной резьбой и мастичным декором, подтверждается архивными материалами.

Кресло — прекрасный образец московской мебели последней трети XVIII в. — периода расцвета мебельного производства Москвы, когда после опубликования манифеста об освобождении дворян от обязательной службы многие представители московского дворянства вернулись в старую столицу. Началось строительство городских домов и загородных усадеб, основная часть которых сгорела в пожаре 1812 г. Сохранившиеся единичные памятники, связанные с именами таких российских богатеев, как Демидовы и Шереметевы, дают возможность представить размах, уровень и своеобразие московской мебели последней трети XVIII в.
Грандиозные масштабы строительства привлекли в 1770-х гг. в Москву мастеров разных специальностей. Приезжают сюда и те иностранцы, которые начинали свою деятельность в Северной столице. Среди них — француз Поль (Павел) Споль — один из самых талантливых и успешных представителей мастеров-предпринимателей своего времени: неслучайно именно ему поручил граф Н. П. Шереметев оформление парадных интерьеров своего роскошного загородного дома.







