Антонио Алицци – научный директор Академии Fondazione Rizolla, ex-руководитель отдела имиджа и коммуникаций в Calzedonia Russia, ex-координатор Calzedonia UK в Лондоне, стратегический консультант в области моды, а также ex-вице президент ACMG, издающей российскую версию журнала Forbes.
Российская социальная сеть о моде и стиле BELT в рамках эксклюзивного проекта пообщалась с Антонио и задала несколько вопросов в области маркетинга и развития медиа-пространства. Российская индустрия моды активно развивается, ежедневно в индустрии появляется большое количество молодых, талантливых дизайнеров, брендов и журналов. Уверены, многие молодые дизайнеры, или те, кто только начинают свой путь в индустрии, подчеркнут для себя полезную информацию.
Антонио, расскажи немного о себе. Как ты попал в индустрию моды, и как получилось, что ты проработал в России около 10-ти лет?
Я получил степень по международным отношениям, а затем защитил докторскую диссертацию по «Организационным и управленческим наукам». После окончания докторантуры я начал работать по профессии: стал преподавателем в Веронском университете. Преподавал курс «Менеджмент и публицистика». Но, могу сказать, что карьера развивалась очень медленно. После четырёх лет преподавания мне предложили работу по контракту в бренде Calzedonia, в Вероне. Спустя небольшое количество времени мне предложили возглавить отдел коммуникации и имиджа в России, в Москве. Россия на тот момент, наряду с Испанией, была важным и крупным филиалом после итальянского. Собственно, так я и попал именно в Москву. Работая в Calzedonia, я познакомился с миром моды и узнал, что такое динамика и сезонность. В конечном итоге, такой опыт работы дал мне понять, как работает специфическая и узконаправленная бизнес-модель компании.

Мы знаем, что наряду с Россией ты работал и в Лондонском филиале Calzedonia. Расскажи нам, в чем принципиальное различие между подходом к маркетингу и продвижению бренда за рубежом и в России?
Основные различия в подходе к маркетингу и управлению продвижением и имиджем бренда Calzedonia в России по сравнению с Лондоном проистекают из культурных, рыночных и поведенческих особенностей потребителей. В России все-таки люди склонны придавать большое значение роскоши и статусу, поэтому многие так любят логотипы. Также есть предпочтение к более формальным и элегантным стилям. Соответственно, больше внимания уделяется имиджу бренда, и потребители стремятся к маркам, которые ассоциируются с эксклюзивностью и престижем, к тем, у кого уже есть свое имя. В Лондоне, напротив, люди более лояльны и следят за модными тенденциями, уделяя большое внимание индивидуальности. Что касается маркетинговых каналов, в России более развит цифровой маркетинг, особенно через социальные сети, такие как «Запретграм», ВКонтакте и Telegram. Они имеют ключевое значение. Также важную роль играет сотрудничество с местными инфлюенсерами и знаменитостями. В Лондоне же маркетинг основывается на сочетании традиционных и цифровых СМИ, медиапространстве, делается особый акцент на инфлюенсер-маркетинг, особенно через платформы, такие как «Запретграм» и TikTok. Поэтому отчасти маркетинг схож.
Что самое важное и масштабное тебе удалось сделать для бренда Calzedonia в России?
Calzedonia во время моего сотрудничества с ними в Москве принадлежали четыре бренда: Calzedonia, Intimissimi, Tezenis и Falconeri. Нам удалось реализовать несколько проектов по всей России, в таких городах как Казань, Новосибирск, Санкт-Петербург и Москва. Но, пожалуй, самым интересным и масштабным проектом стал тот, что был реализован на Сейшелах. Совместно с Министерством туризма Сейшельских островов, авиакомпанией Emirates и 300 магазинами Calzedonia мы организовали мероприятие на острове Сейшел.

Ты также работал с журналами. С каким изданием тебе понравилось работать больше всего и почему?
Да, живя в России, я контактировал со многими компаниями и получил множество предложений о работе. В какой-то момент я решил, почему бы не попробовать применить свой предпринимательский опыт в работе с издательским холдингом. Это был интересный опыт, в ходе которого мне удалось запустить новые направления бизнеса, а, значит, и новые источники дохода для журналов и брендов. Так что, работа со СМИ, еще никому не вредила! Кстати, я очень активно сотрудничал с Ксенией Собчак, которая на тот момент была главным редактором L’Officiel, Вадимом Верником, директором OK! Magazine, а также с Натальей Архангельской, которая была директором SNC. Безусловно, работа с Forbes Magazine тоже была интересной и позволила мне понять, как работает российская экономика. Наверное я не смогу выбрать, с кем мне понравилось работать больше всего.
Как ты считаешь, есть ли у журналов будущее? Многие придерживаются мнения о том, что спустя какое-то время журналы перестанут существовать и потеряют свою актуальность окончательно.
Да, у журналов, безусловно, есть будущее, но тут важно понимать, что их роль и формат меняются вместе с изменениями в технологиях, привычках потребления медиа и требованиями рынка. Традиционные печатные журналы могут столкнуться с трудностями – да, но как курируемые поставщики качественного контента они могут процветать. Особенно, если смогут принять цифровую трансформацию и адаптироваться к потребностям современных пользователей. На самом деле можно выделить несколько ключевых факторов, которые указывают на то, что журналы имеют будущее:
● Цифровая трансформация: По мере того, как аудитория все больше потребляет контент онлайн, будущее журналов лежит в цифровых платформах. Многие издания переключаются на веб-сайты, приложения и электронные версии журналов, которые предлагают интерактивный контент, мультимедиа и обновления в режиме реального времени.
● Узкоспециализированный контент: В то время как журналы общего интереса испытывают трудности, нишевые издания, ориентированные на конкретную аудиторию и сферу, будь то профессиональные издания, любители или энтузиасты, чувствуют себя лучше. Их специализированный и узконаправленный контент просто сложнее заменить бесплатными онлайн-источниками, которые могут быть недостоверными.
● Модель подписки: Многие журналы переходят на цифровые модели подписки, подобные тем, что используют The New York Times или The Economist. Такой подход обеспечивает стабильный поток доходов и позволяет журналам предлагать эксклюзивный контент своим лояльным читателям.
● Влияние социальных сетей: Социальные сети сегодня являются основным источником быстрой информации и трендов, особенно в сфере моды и лайфстайла. Поэтому чтобы оставаться в тренде, журналы активно развивают свои социальные сети, сотрудничают с инфлюенсерами и интегрируют контент, созданный пользователями, для вовлечения более широкой аудитории.
● Расширение бренда: Журналы все чаще выходят за рамки журнального контента, превращаясь в полноценные бренды. Они создают и организовывают свои мероприятия, подкасты, товары, мастер-классы или фестивали, что создает новые источники дохода и глубокое взаимодействие с их аудиторией.


Очень интересное и небанальное мнение. Напоследок, скажи несколько мотивирующих слов для тех, кто начинает свой путь в индустрии. С какими трудностями придется столкнуться в начале пути?
Мой совет: не стремитесь сразу же работать на большой бренд или журнал, не торопитесь! В первую очередь работайте над собой, чтобы понять, чего вы хотите и чем вам действительно хочется заниматься. Внести свой вклад в организацию или бренд можно только тогда, когда, работая в ней, «чувствуешь себя как дома». Когда ты действительно любишь то, что делаешь. Поэтому я считаю, что главная трудность заключается в том, чтобы найти свою профессиональную «вторую половинку», как бы забавно это сейчас не звучало. Это также как и в жизни. Ведь поиск правильного партнера может требовать времени и усилий, правда? Но, найдя его, вы точно сможете проявить себя наилучшим образом. И, пожалуй, еще одной трудностью, с которой можно столкнуться (и вы с ней точно столкнетесь) – неполное знание и понимание рынка и индустрии, в которую вы собираетесь войти. В таком случае можно столкнуться с разочарованиями, поскольку индустрия моды не такая яркая и красочная, какой может казаться. В таком случае, если вы понимаете, что знаний вам не хватает, единственным решением может стать – много общения с людьми, коллегами. И, конечно, вы и сами должны стремиться изучать сферу и постоянно окунать себя в новые знания.
Антонио, мы еще раз благодарим тебя за то, что поделился опытом. Надеемся, что нам удастся вновь увидеться и поговорить о более «глубоких» и интересных вещах!