Дарья Лебедева — режиссёр из Иваново с блестящим дизайн-бэкграундом (Ивановское художественное училище, затем школы в Санкт-Петербурге и «Индустрия» им. Бондарчука). Начав с камерных короткометражек «Одна любовь», «По пути» и заметной работы «Каждый 88» (о проблемах аутизма), она прошла фестивальную трассу — от «Зеркала» до Канн и ММКФ, основала студию «Наследники» и в 2025 году представила свой дебют «Сводишь с ума», который стал одной из самых обсуждаемых премьер сезона.
В эксклюзивном интервью UBazaar Дарья коротко рассказывает, почему дизайн сделал её режиссёрским глазом, как первые показы на местном экране превратили её в автора, за кем она идёт — зритель или жюри — и как рождались ключевые сцены и шутки «Сводишь с ума». Лаконично, по-женски и с ощущением солнечного оптимизма — как и её кино.
Вы родились в Иваново, учились на дизайнера, а потом пришли в кино. Помните ли вы момент, когда поняли, что хотите быть не просто зрителем, а автором историй?
С 13 лет я знала, что моя жизнь будет связана с искусством. Пробовала разные направления: дизайн, фотографию, живопись. Но ничто не приносило полного удовлетворения.


Например, у картин люди останавливались всего на 15 секунд. Казалось, они не чувствуют то, что я вкладывала. Побывав на выставке Дали, я увидела то же самое — возможно, это особенность поколения с клиповым мышлением.
Когда я попробовала видео, то получила именно ту реакцию, на которую рассчитывала. В нужных моментах зрители улыбались, качались под музыку. После первого же показа музыкального клипа я поняла: кино это тот вид искусства, которому хочу посвятить жизнь.
Ваши первые работы — «Одна любовь» и «По пути» — сразу попали на серьёзные фестивали. Как вы себя чувствовали тогда: как человек, оказавшийся в «большом кино», или как человек, который точно знал, что туда идёт?
У меня смешная история, связанная с первыми работами. Мне было 22 года, я снимала их на свои деньги, устроившись на три работы. Когда фильмы были готовы, я пришла к директору кинотеатра «Лодзь» — единственного крупного в нашем городе.
Показала работы и попросила устроить показ. Он спросил: «Даша, кто твои родители?» — видимо, решил, что я дочь богатых родителей. Я ответила: «Я из деревни, мама — учительница, папа — фермер». Тогда он спросил: «Чья ты любовница?» — и снова ошибся. Я объяснила: «Ничья, и сняла коротыши за свои деньги».
Я пригласила всех знакомых, и зал заполнился. Когда после показа мы с командой вышли на поклон, я увидела, как люди в зале плачут. Они подходили, обнимали меня, говорили, что хотят позвонить близким.
В тот момент я почувствовала что делаю важное дело для людей. И до сих пор эта зрительская отдача подтверждает, что я на своём месте. Это важнее, статуса «человека в большом кино».
Что вам дала художественная школа и дизайн — влияет ли это на ваш визуальный стиль как режиссёра?
Дизайн, безусловно, развил у меня чувство вкуса. Но мне хочется рассказать о человеке, который сильно повлиял на моё становление — моём преподавателе, заслуженном художнике Васильеве Константине Борисовиче.
Он во многом заменял нам отцовскую фигуру. Мы приехали со всей области учиться 14-летними детьми, не всегда зная даже основы поведения в обществе. Он объяснял нам, что значит быть интеллигенцией, творческими людьми: как следует себя вести, почему не стоит грызть семечки на крыльце или оставаться в головном уборе в помещении.

Он вложил в нас много тепла, и для меня стало особенной радостью, когда он пришёл на премьеру в Иваново. Его высокая оценка фильма была для меня чрезвычайно важна.
У вас за плечами фестивали «Зеркало», Канны, ММКФ. Что важнее для вас как автора — признание жюри или отклик зрителя?
Честно скажу, для меня важно и то, и другое. Не могу сказать, что мне безразлично мнение жюри — там сидят заслуженные кинематографисты, и награды, конечно, очень приятны.
Но в моей жизни сложилось так, что наград пока не так много, зато зрительской любви — огромное количество. Именно она меня и питает. Практически каждый день я получаю отзывы в соцсетях, вижу реакции людей на мои фильмы и стараюсь отвечать, потому что это невероятно ценно.
Возможно, когда-нибудь наступит баланс, и награды тоже появятся. Например, на фестивале «Короче» мы не получили приза, но кинокритики написали о фильме так тепло, что я уезжала самым счастливым человеком. Я увозила не награду, а нечто большее — живую реакцию зала: люди взвизгивали, аплодировали, даже вставали. Такая зрительская любовь — редкое явление, и я ею очень горжусь.
Ваш новый фильм «Сводишь с ума» получил рейтинг 8.5 на Кинопоиске и вошел в ТОП лучших мировых работ — это впечатляющий результат. Ожидали ли вы такого отклика от зрителей?
Как любой творец, в глубине души я о таком мечтала всю жизнь, но даже вслух не говорила.
Я надеялась, что фильм даст людям надежду. И он дал. А еще многие пишут, что я «вернула им веру в любовь»!

Я вижу, кто эти оценки ставит: молодые девушки и парни, которым так не хватало этой нежной любви на экране. Люди, уставшие от мрачных персонажей, которые хотели увидеть на экране себя. Сейчас растёт очень нежное поколение — прекрасное и великолепное. И мне кажется, у меня получилось создать их портрет.
Вы не раз говорили в интервью, что вам сложно писать сценарий в одиночестве. Расскажите, пожалуйста, про автора, который помог вам развить вашу идею в сценарии?
Когда у меня появилась идея, я за ночь написала первый сырой синопсис, чтобы найти соавтора. Сценарий — это долгая дистанция, мы правили его около года.
Первые полгода я работала с Олесей Лихачёвой — талантливым драматургом из Воронежа. Она приезжала в Москву, и мы часами, днями, без выходных развивали сюжет, придумывали новые ходы.


Именно с ней мы создали версию сценария, которую отправили на платформу Start. Продюсерам она понравилась сразу — через три дня они предложили купить сценарий.
Я очень горжусь этим сотрудничеством. Несмотря на то что мы очень разные авторы, эта разность стала нашей суперсилой.
А вот диалоги к фильму мы писали с другой моей выпускницей Анастасией Седовой. Именно Ася придумала все крышесносные шутки!
Если бы вы могли описать фильм «Сводишь с ума» в трёх словах, какими бы они были?
Искрящийся, солнечный, честный.
Была ли в процессе съёмок сцена, которая для вас лично стала ключевой, — момент, где вы почувствовали: «Вот, оно случилось»?
Да, был такой момент. Это кадр, где Ваня встречает свою копию в квартире Алисы — по сути, смотрит на себя в другой реальности и выбрасывает очки.

Идея с очками родилась прямо на съёмочной площадке. Помню, когда мы сняли этот момент, и он впервые швырнул очки, у меня пошли мурашки по коже. До сих пор, даже пересматривая фильм в кинотеатре в тысячный раз, я испытываю те же мурашки.
Создаётся впечатление, что в создании фильма было задействовано много талантливых женщин. Так ли это?
Да, это действительно так. Я — режиссёр-дебютантка, Люся Дадальян продюсер — тоже девушка, сценаристки, участвовавшие в проекте, — женщины. Думаю, именно поэтому мы смогли без страха взяться за историю любви и рассказать её честно, трогательно и без стеснения.
Есть книга Джона Труби «Жанры», где говорится: если вы создаёте мелодраму, не стоит стесняться показывать сцены страсти и любовного томления. Обычно мужчинам бывает немного неловко работать с этими категориями, а девушки с радостью исследуют материю любви. И мне кажется, у нас это прекрасно получилось.
Вы совмещаете роли сценариста и режиссёра. Что для вас первично — история или визуальный образ?
Честно скажу, что для меня первичная история, мне кажется, что вообще сценарий — это основа всего. Без сценаристов нам всем нечего будет снимать. Актерам нечего будет играть, режиссерам нечего будет ставить, операторам не придется выстраивать кадр.


Я считаю, что сценаристика — мать, просто мать всего. Если история написана хорошо, но, допустим, снята криво, это можно будет смотреть. Правда, можно будет. А вот если история написана криво и очень красиво снята, сейчас фильмов таких очень много, я такое смотреть не могу.
Бывает ли, что в процессе съёмок вы полностью меняете сцены, которые писали?
Такое бывает. Я очень люблю, когда актёры импровизируют. Главное — не менять суть сцены, то есть ключевое событие.
А вот слова, шутки часто приходят новые, находятся более точные решения прямо во время съёмок. Артисты иногда предлагают очень интересные варианты. Например, в этом фильме Юра Насонов придумал множество классных шуток, которые вошли в финальный монтаж.
Вы как-то сказали, что кино — это разговор с миром. Что вы хотели сказать миру в своих фильмах?
Посмотрите фильм «Сводишь с ума». То, что вы почувствуете в сердце, — это именно то, что я хотела сказать.
Мне кажется, режиссёру даже неловко объяснять, что он вкладывал в свои работы. Фильмы должны говорить сами за себя.
Какая история сейчас «зреет» у вас внутри, но ещё не оформлена в проект?
Хотелось бы поделиться всеми подробностями, но пока не могу рассказывать — условия договора не позволяют. Следите за новостями в моем телеграм канале, я там часто пишу о процессе! Как только можно будет раскрыть детали, я обязательно расскажу всё своим любимым подписчикам и зрителям.
Меня уже много лет поддерживают люди, полюбившие ещё мои первые короткометражки. Их любовь только укрепилась после «Сводишь с ума», и я надеюсь, что в следующий раз тоже их не разочарую.







