Если сентябрь — это лишь лёгкая прохлада на пороге, напоминающая о возвращении к делам, то октябрь — сам гостеприимный хозяин осени. Он раскрывает двери концертных залов, зажигает огни в театрах и приглашает нас согреться искусством.

Пока за окном кружит золотая листва, я, ваш культурный обозреватель Александр Захаров, составил маршрут по самым тёплым и вдохновляющим событиям этого месяца.
Концерт Дениса Мацуева «И классика, и джаз»
Когда? — 5 октября
Где? — Москва, Государственный Кремлевский Дворец

Традиционный гала-концерт Дениса Мацуева в честь Международного дня музыки станет настоящим праздником для меломанов. В сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Ивана Никифорчина пианист-виртуоз представит программу, в которой монументальность симфонических полотен органично переплетется со свободой джазовой импровизации.
Его выступления — это всегда уникальный сплав артистизма, виртуозности и искромётной энергии. Сохраняя безупречный академизм, Мацуев наполняет музыку живым дыханием, остроумием и мощной эмоциональной отдачей. Для артиста классика и джаз — не противоположности, а взаимодополняющие страсти, определяющие его творческое кредо.
Этот вечер станет диалогом с публикой на универсальном языке музыки, где каждый зритель ощутит и мощь классических шедевров, и заразительный ритм джаза.
Мемориальная экспозиция памяти Сергея Курехина
Когда? — с 1 октября
Где? — Санкт-Петербург, ЦСИ им. Сергея Курехина

После длительной и масштабной реставрации для широкой публики наконец открылся Центр современного искусства имени Сергея Курёхина. Новой точкой притяжения на культурной карте города стал знаковый для нескольких поколений ленинградцев-петербуржцев кинотеатр «Прибой» на Васильевском острове, в стенах которого теперь обрела пристанище мятежная и новаторская духовная энергия Курёхина.
Уже на первом этаже посетителей встречает сердце Центра — экспозиция-посвящение Капитану, как с любовью и почтением называли Сергея Курёхина друзья и коллеги. Пространство организовано как интимная музыкальная гостиная, разделённая на два зала. Здесь бережно выставлены личные вещи мастера, его книги и графика, а также знаковые декорации и костюмы из легендарных шоу «Поп-механики». Атмосферу полного погружения в мир художника создаёт звуковая инсталляция, в которой живёт и пульсирует музыка самого Курёхина, — это превращает выставку из статичного музея в динамичный, постоянно меняющийся организм.
Спектакль «Чуковский»
Когда? — 17 октября
Где? — Москва, Театр имени Ермоловой

Перед нами спектакль, обречённый стать главным театральным событием сезона. И дело не только в участии Данилы Козловского. Куда важнее, что актёр исполняет роль, максимально далёкую от его амплуа, — и оказывается в ней на редкость убедительным, почти неузнаваемым.
«Чуковского» создал Савва Савельев — художник, успешно пробующий себя в режиссуре. Он выступил автором пьесы, постановщиком и оформителем спектакля, приуроченного к столетию знаменитых детских сказок: «Мухи-цокотухи», «Тараканища», «Федориного горя» и других, написанных в 1920-е годы. За безобидными сюжетами сегодня легко угадывается тревожный контекст эпохи: 1929-й — «год великого перелома» — уже на пороге, а в образах Бармалея и Тараканища современники видели пугающие аллегории.
Савва Савельев создаёт не очередной биографический опус, а парадоксальную, горькую и яркую притчу о Корнее Чуковском (псевдоним Николая Корнейчукова) — поэте, переводчике, друге Блока и Ахматовой. Это попытка разобраться, каким был реальный человек за легендой, и понять, как рождались сказки, ставшие для поколений одновременно утешением и предостережением.
Балет «Конек-горбунок»
Когда? — 22 и 23 октября
Где? — Мариинский театр-2 (Новая сцена)

В память о великом композиторе Родионе Щедрине — верном муже и творческом соратнике гениальной Майи Плисецкой — Мариинский театр возрождает к жизни одну из его знаковых работ. На сцену возвращается балет «Конёк-Горбунок», рожденный в содружестве с хореографом Александром Радунским по мотивам бессмертной сказки Петра Ершова. Эта яркая партитура, наполненная щедринским остроумием и глубинным народным колоритом, впервые покорила легендарную сцену в 2009 году. И вот теперь спектакль обретает новый, пронзительный смысл, превращаясь из театральной постановки в живую, трепетную реквием — посвящение Мастеру, чья музыка продолжает звучать, побеждая время.







