Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представил выставку «Августейшие. Куклы», которая рассказывает о том, как вторая половина XIX — начала ХХ века стала золотым веком кукол и активным развитием производства игрушек в целом. В этот период куклы приобрели собственную типологию, их облик соответствовал модным тенденциям, они стали предметами коллекционирования, превратилась в символ определенных идеалов, традиций и стилей.
Первыми выставку увидели Алиса Рубан, Лукерья Ильяшенко, Ирина Чайковская, Ирина Безрукова, Алина Ковалева, Лиза Аминова, Ясмина Муратович, Николай Ремчуков, Алеша Славко, Вадим Галаганов, Кристина Левиева, Евгений Заболотный, Лилия Романовна, Павел Камин, Елена Дудина, Александра Киселева, Екатерина Земская, Дарья Талалаева, Гриша Супер, Геолина Моргулис, Юлия Кудрявцева, Юлия Игнатьева, Сергей Сурков и другие. Встречала гостей директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ольга Галактионова.

Первые художественные куклы второй трети XIX века производились из воска, фарфора, бисквита и предназначались для украшения интерьера, обозначения статуса владелицы. В императорской семье, а также у высшей знати были популярны фарфоровые куклы из Германии и Франции с гардеробом из дорогих тканей и кружев. Часто портным заказывали одинаковые платья для девочки и ее куклы. Для кукол делали уменьшенные копии жилых комнат, а фарфоровые и стекольные фабрики выпускали детские и кукольные сервизы. Создание уменьшенных копий предметов для ребенка и для куклы стало обыденным явлением, а принцип соразмерности помогал детям успешнее усвоить нужные навыки в формате игры.
В конце XIX века для европейских кукол, продававшихся в России, начали шить наряды, вдохновленные традиционными костюмами губерний Российской империи. Среди экспонатов выставки представлен набор из восьми тряпичных кукол в национальных костюмах народов Российской империи, созданный по случаю официального визита во Францию в 1896 году императора Николая II и подаренный его семье.
Параллельно и во Франции возникло увлечение этническими образами. На выставке можно увидеть кукол в характерных для французской провинции Бретань костюмах с бретонской кукольной мебелью.
Особое внимание уделяется воссозданию атмосферы детских комнат рубежа XIX–XX века, наполненных игрушками, которые помогали девочкам учиться ведению домашнего хозяйства: миниатюрная плита с набором кастрюль, швейная машинка, кукольные и детские сервизы. Девочкам с раннего детства прививали вкус и желание следовать моде, о чем говорят не только обширные кукольные гардеробы, но и модные журналы.
Технический прогресс отразился прежде всего на производстве игрушек для мальчиков. В экспозиции представлена детская железная дорога начала ХХ века, изготовленная фирмой «Märklin». Изделия этой фирмы были в игровой комнате цесаревича Алексея в Царском Селе. Российское производство металлических игрушек показано предметами фабрики П.П. Талаева, работавшей в Подмосковье в 1910-х годах. Важное место на выставке занимают автоматоны и механические игрушки. Впервые демонстрируются игрушечные французские бульдоги в натуральную величину с подвижной головой, выполненные из папье-маше.
Один из разделов выставки воссоздает атмосферу Нового года и Рождества: искусственная ель начала ХХ века, заснеженная карусель с маленькими куколками, рождественский кукольный домик, елочные украшения, а также принадлежавший цесаревичу Алексею французский театр Гиньоль с ширмой и семью перчаточными куклами, которые сопровождали наследника на протяжении всех праздников года.
О музее
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи — картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров — знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Нижнем Новгороде и Томске.
Фото: Ксения Угольникова



























