Коллекцию Dior, показанную на недавней Неделе моды в Париже, Мария Грация Кьюри посвятила сильным вдохновляющим женщинам послевоенной Франции. Среди них — Катрин Диор, любимой сестре и музе основателя Дома. Несмотря на родство с одним из самых знаковых дизайнеров в истории моды, в ее захватывающей биографии хватает и мрачных страниц. Рассказываем, что нужно знать об этой удивительной женщине, которая смогла пережить ужасы концлагеря и своим примером доказала, что любовь, красота и свет всегда побеждают.
Жинетт Диор была младшей из пятерых детей семьи Диор — и единственной дочерью. Самые теплые и близкие отношения у нее сложились с братом Кристианом — будущим основателем Дома Dior. Жинетт и Кристиан были, что называется, не разлей вода — и после переезда в Париж в 1936-м (оба родились в семейном имении в Гранвилле, но успели пожить в Провансе) стали вместе снимать квартиру. В столице Катрин (это имя она взяла с подачи брата) устроилась на работу в небольшую мастерскую по изготовлению шляп и перчаток — помогала владельцам продавать товар. Сама же она модой особенно не интересовалась и воспринимала одежду как прикладной инструмент — несмотря на то, что уже в то время ее брат начал сотрудничать с крупными парижскими Домами моды. Больше всего на свете Диор любила цветы, особенно розы: их она выращивала в семейном саду в родном Гранвилле и мечтала, что когда-нибудь вернется к этому занятию. Этой мечте суждено было сбыться — но только после нескольких лет суровых испытаний.
Семья Диор в своем саду, 1920 год. В середине между родителями сидит Кэтрин. Сзади слева направо – Кристиан, Жаклин, Бернар и Раймонд
COLLECTION MUSÉE CHRISTIAN DIOR, GRANVILLE
В 1940-м Париж оказался под немецкой оккупацией. Несколько месяцев спустя Катрин приняла решение, которое посчитала для себя единственно правильным — присоединилась к рядам французского Сопротивления. «Агент Каро» (так ее называли боевые товарищи) выслеживала передвижения вражеских войск, составляла карты заминированных участков и перехватывала любую информацию, которая могла приблизить победу над фашизмом. Тогда же она познакомилась с другим участником Сопротивления — Эрве де Шарбоньером, с которым у нее завязался длительный роман. В 1944-м, когда победа была уже не за горами, Катрин рассекречивают офицеры гестапо. Ее арестовали прямо в квартире, которую она снимала вместе с Кристианом, и увозят в Равенсбрюк — крупнейший женский концлагерь. Спасти ее не помогли даже связи брата: Диор тогда работал в Доме моды Люсьена Лелонга, который вынужден был одевать жен нацистских офицеров. Но ни одна из его влиятельных клиенток не захотела оказать ему протекцию.
Эрве, Катрин, Кристиан и Марта после освобождения Катрин из концлагеря в 1945 году
COLLECTION MUSÉE CHRISTIAN DIOR, GRANVILLE
Членский билет Катрин Диор в Ассоциацию бывших депортированных в концлагерь Равенсбрюк, 1946 год
COLLECTION CHRISTIAN DIOR PARFUMS
Дальше Катрин ждал целый год ужаса и отчаяния. Ее пытали, над ней издевались — но сломить ее дух не удалось никому. Она не выдала никого из товарищей по Сопротивлению и ни разу не попросила о пощаде. Как вспоминал ее крестник Николя, гордая женщина даже отказывалась от еды, которую служащие концлагеря бросали узникам на пол. Заключение в Равенсбрюке изменило Катрин до неузнаваемости. Когда этот ужас закончился, любимый брат прошел мимо нее на парижском вокзале — он попросту не узнал изможденную, болезненно худую сестру. После долгожданной встречи он хотел отвести ее в ресторан, чтобы угостить ее любимым блюдом — сырным суфле. Но оказалось, что ослабленная голодом и издевательствами Катрин даже не в состоянии принять пищу. Как и разговаривать: ей понадобилось немало времени, чтобы вернуться к полноценной жизни. А об ужасах заключения она почти не вспоминала до конца своих дней.
Катрин Диор в своем саду в Провансе
COLLECTION MUSÉE CHRISTIAN DIOR, GRANVILLE
После освобождения Катрин Диор вернулась к тому, что любила больше всего, — к цветам. Она получила разрешение на торговлю и открыла ферму, где стала выращивать розы и жасмин. В это же самое время ее брат вовсю работал над дебютной коллекцией своего Дома. Тот самый New Look, который помог вписать имя Диора в историю моды, был вдохновлен не только силуэтом Belle Epoque, но и пышными бутонами цветов, любовь к которым дизайнеру привила сначала мать, а потом и сестра. Они же натолкнули его и на идею выпуска культовых духов Miss Dior. Их ключевые ноты — роза и жасмин. Те самые, которые Катрин выращивала на своей ферме. Название — тоже отсылка к любимой сестре. Если верить биографам Диора и историкам моды, именно так ее называла Мицца Брикар — близкая подруга и консультант модельера.
Оригинальный дизайн флакона духов Miss Dior
DR/COLLECTION CHRISTIAN DIOR PARFUMS
Платье «Мисс Диор» из весенне-летней коллекции Dior 1949 года, на создание которого вдохновила брата Катрин Диор
И хотя Катрин оказалась главной музой брата, вещи его авторства она носила не так уж часто — только по особым случаям вроде семейных праздников. Изысканным приталенным платьям и изящным шляпкам она предпочитала суровые, практичные вещи, в которых удобно работать в саду. Что не мешало ей восхищаться тем, что создавал ее любимый Кристиан. Это восхищение она пронесла через всю жизнь. Когда Диора не стало, именно Катрин занялась сохранением его наследия, собрав все эскизы и готовые вещи и возглавив музей его имени в родном Гранвилле. Любимого брата женщина пережила на целых 50 лет — но ни на день не забывала о нем. И, кажется, гордилась его достижениями даже больше, чем своими собственными — хотя далеко не все могут похвастаться целой россыпью наград, включая Орден Почетного Легиона, которого Катрин удостоилась за боевые подвиги.
Вернувшись в Париж и поселившись в квартире Кристиана вместе со своим любовником Эрве де Шарбоннери в 1945 году, она получила лицензию на торговлю срезанными цветами и стала продавщицей цветов на рынке Les Halles
COLLECTION CHRISTIAN DIOR PARFUMS
Катрин Диор и Эрве де Шарбоннери
COLLECTION MUSÉE CHRISTIAN DIOR, GRANVILLE
Один из последних снимков Катрин Диор
COLLECTION CHRISTIAN DIOR PARFUMS