Ского началась современная мода? Кто стал первым дизайнером в истории? Ответ на эти вопросы для многих окажется неожиданностью. Нет, речь вовсе не о ком-то из знаменитых дизайнеров, чье дело до сих пор успешно продолжается преемниками. Речь о человеке, Дом которого уже давно не существует — а его имя все еще помнят лишь историки моды. Его звали Чарльз Фредерик Уорт — и он заложил основы той индустрии, которую мы сегодня называем «мода». Рассказываем все, что нужно о нем знать.
УОРТ ПЕРВЫМ ВВЕЛ ТО, БЕЗ ЧЕГО СЕГОДНЯ МЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕМ МОДУ: СИСТЕМУ ПОКАЗОВ И КОЛЛЕКЦИЙ
Чарльз Фредерик Уорт (1889)
LEGION-MEDIA
Что отличает дизайнера от портного? Он не просто отшивает заказы своих клиентов, исполняя их волю. Он создает коллекции, ориентируясь на собственный вкус и видение, сам решает, какой будет созданная им одежда. До самой середины XIX века такой подход был невозможен. Точнее, никто на него не решался. Даже самые известные портные, к которым выстраивались в очередь аристократы и монаршие особы, лишь выполняли волю заказчиков. Сделать оборку тут? Прекрасно. И вот здесь пришить рюшу? Да не вопрос. Если бы так и продолжалось, мы бы никогда не стали относиться к моде, как к искусству. Но кто-то должен был выбрать другой путь. Этим революционером стал Чарльз Фредерик Уорт.
Лиф платья HOUSE OF WORTH (1894–1896)
LEGION-MEDIA
Ателье HOUSE OF WORTH в Париже
ROGER-MILES LEON “LES CREATEURS DE LA MODE” (1910) / PHILADELPHIA MUSEUM OF ART, LIBRARY
Свою карьеру этот англичанин в Париже начинал с работы в магазинах тканей. Тогда же он создал свои первые платья для собственной супруги, которые постепенно стали пользоваться большой популярностью. После этого он понял, что созрел для создания своего ателье. В этом ему помог состоятельный швед Отто Боберг: вместе они открыли свою швейную мастерскую. Одной из ее первых клиенток стала французская императрица Евгения, а за ней — аристократки, актрисы, дамы полусвета и монаршие особы со всей Европы.
ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ КЛИЕНТОК УОРТА СТАЛА ФРАНЦУЗСКАЯ ИМПЕРАТРИЦА ЕВГЕНИЯ, А ЗА НЕЙ — АРИСТОКРАТКИ, АКТРИСЫ, ДАМЫ ПОЛУСВЕТА И МОНАРШИЕ ОСОБЫ СО ВСЕЙ ЕВРОПЫ
Императрица Евгения в платье Чарльза Фредерика Уорта, 1860
LEGION-MEDIA
Что делало Уорта особенным? Во-первых, он решил открыто порвать с модой того времени. Дизайнер радикально упростил крой платьев, убрав лишние рюши и оборки, сделав их более лаконичными. Во-вторых, он первым ввел то, без чего сегодня мы не представляем моду: систему показов и коллекций. Уорт не создавал отдельные вещи — четыре раза в год он собирал клиентов в своем салоне, чтобы показать им то, что можно будет купить у него в ближайшие месяцы. Возможно, присутствующие тогда не понимали, что стали свидетелями революции — но именно эта модель прижилась. Мода продолжает жить в том же ритме, который ей задал первый кутюрье в истории. К слову, показывать свою одежду на моделях тоже начал именно он: до этого портные просто выставляли ее на деревянных манекенах. А еще именно Уорт первым не побоялся поставить на свои творения собственное имя — так что ему мы обязаны еще и дизайнерскими лейблами.
Императорское российское придворное платье HOUSE OF WORTH (ок. 1888)
LEGION-MEDIA
Ателье HOUSE OF WORTH в Париже
ROGER-MILES LEON “LES CREATEURS DE LA MODE” (1910) / PHILADELPHIA MUSEUM OF ART, LIBRARY
Дело Уорта немного пережило его самого стараниями его сыновей — Гастона и Жан-Филиппа. Именно они, к слову, когда-то наняли креативным директором другого модного революционера — Поля Пуаре. Но это уже совсем другая история, которую мы рассказывали ранее. В конце 90-х состоялась попытка возродить Дом Уорта — правда, успехом она не увенчалась. Однако его имя вписано в историю моды навсегда — и это не изменит уже ничего.
Item 1 of 7
1 / 7