Олеся Ермакова — режиссёр, продюсер, журналист, женщина с острым умом и редким тактом. Та, кто умеет собирать сложные проекты, как ювелир собирает часы: точно, тонко, красиво. В эксклюзивном интервью для UBazaar Олеся рассказала о том, что на самом деле происходит за закрытыми дверями Голливуда, почему продюсерский бизнес до сих пор остаётся «мужским клубом», и какова цена светской жизни, если ты играешь в ней по своим правилам.
В её портфолио — проекты, которые звучат на весь мир: шоу-версия культового Top Gear Live с Джереми Кларксоном, сотрудничество с Netflix над историческим блокбастером «Марко Поло», открытие Чемпионата мира по футболу, дипломатические приёмы, за кулисами которых — политическая хореография и безупречный тайминг. Она — не просто медийная фигура, чьё имя знакомо с «Холостяка».
Олеся, ты талантливая и красивая девушка с множеством кейсов: от fashion-проектов до серьезных режиссерских и продюсерских ролей. В чем заключается задача режиссера или креативного продюсера проекта?
Как бы сказал Джереми Кларксон: «Это как управлять мощным спорткаром на извивающейся горной дороге». Режиссер — пилот, держит руки на руле, уверенно ведя авто по поворотам. В это время креативный продюсер придумывает пункт назначения, следит за тем, чтобы бензин не закончился, и шины были в идеальном состоянии.
Задачи пересекаются в создании целостного видения концепции проекта. Важно собрать правильную команду, направить ее и воплотить идею в жизнь. Сотворить и создать magic. Режиссер-постановщик отвечает за художественное направление, работу с актерами, выбор стиля и тех постановочных решений, которые будут бить в цель «клиента» и в боль зрителя.
Креативный продюсер, в свою очередь, берет на себя более широкую область задач, включая разработку концепции, организацию производственного процесса и взаимодействие с различными участниками команды, включая финансовые процессы.
Обе роли требуют умения работать в команде, принимать решения и находить нестандартные решения для возникающих проблем в режиме форс-мажоров. Это очень увлекательный, многогранный процесс, но отнимающий здоровье и красоту женщины.



На счету режиссера и креативного продюсера Олеси Ермаковой такие проекты как открытие Чемпионата мира по футболу, FIFA 2018 в России, Инвестиционный форум ВТБ «Россия Зовет» с подключением прямой линии с Президентом РФ В. В. Путиным и многие другие. Поделись, что для тебя самое интересное в работе?
Согласно теории четырех стадий обучения Ноэля Берча от незнания до мастерства после 20 лет практики человек попадает в стадию «неосознанной компетентности». Так сказать, режим автопилота, но каждый раз — с новыми экстремальными ощущениями. Мотивация лежит в поле «такого еще не было, будет круто сделать это первыми».
Если отрефлексировать, то, конечно, такой масштаб, как Чемпионат мира по футболу или сотрудничество с «Формула-1» — это не только невероятный опыт, но и вызов самому себе. Самое интересное — возможность создавать что-то знаковое, что вряд ли повторится, ведь обстоятельства меняются каждый день.
Во-первых, масштаб и ответственность требуют умения работать в условиях высокой неопределенности и стресса на иностранном языке. Глобальность и международные команды — уникальный вызов, в котором необходимо быстро реагировать, принимать решения на лету. Это развивает гибкость мышления в точке пересечения менталитетов, что порой очень непросто. Во-вторых, работа над такими событиями требует прокачанных коммуникативных навыков.

Мы взаимодействуем с множеством людей: от заказчиков, оргкомитетов, городских и правительственных администраций до членов команды, партнеров и спонсоров. Навыки переговоров, управление внешними и внутренними конфликтами и эффективный обмен информацией — эти процессы максимально энергозатратны, поэтому в продюсерско-режиссерской гонке не так много женщин.
Кроме того, глобальные проекты учат стратегическому планированию и управлению ресурсами. Мы должны уметь распределять задачи, контролировать бюджет и следить за сроками. Однако когда ты видишь, как твоя работа оживает на глазах у тысяч зрителей (неважно, онлайн или офлайн), это приносит невероятное профессиональное удовлетворение. Так что для меня масштабные проекты — не просто работа и рост, а возможность оставить свой след, создать воспоминания, которые останутся с людьми на всю жизнь.
Кайф, польза и радость.
Помимо проектов в России ты много работала зарубежом. Например, сотрудничество с сериалом «Марко Поло» компании Netflix, от создателей «Карточного домика» и «Игры престолов», где ты выступала в роли ассистента креативного продюсера Дэна Минахана. Какое самое яркое впечатление ты получила за время съемок?
Дэн поручил мне не только себя, но и «присматривать» за 5-ю другими режиссерами, среди который был Йоаким Роннинг (режиссер Пиратов Карибского моря — прим. редактора), у которого я училась «режиссерской страсти». Несмотря на то, что все продюсеры и режиссеры проекта уже давно были в зоне «неосознанной компетенции», они все равно нервничали на съемках: под опекой важный процесс со стаффом в 700+ человек полного найма на только что построенной студии в Индонезии. И чуть больше 300 людей в степях Казахстана с перебойным электричеством, отсутствием горячей воды и одним работающим принтером в штабе.
Яркое осознание масштаба и сложности съемок на натуре с брутальной непредсказуемой природой пришло уже в первые дни со сменой погоды. В один и тот же день утром -3 и снего- пад в ущелье, а в обед +33 на солнце, и ты катишься из ущелья со сценарием в 10 кг. Тебя подхватывает каскадер на лошади, чтобы вернуться в штаб, из-за веса сценария ты летишь с лошади вниз и повреждаешь спину. Быстро ее «латаешь» силами все тех же каскадеров, которые умеют вправлять позвонки и продолжаешь работать, ведь у тебя контракт и «мечта».

До этого я работала только в пост-продакшенах с дубляжом и vfx (созданием компьютерной графикой — прим. редактора) в «теплых» студиях. И Голливуд во всей красе на съемках с международной командой из 28 стран стал настоящим ударом электрошокера без летального исхода (улыбается)!
Именно там я впервые я прониклась «капиталистическим» подходом к кино, а не альтруистическим, так часто встречающимся в России. Я поняла, что производство фильмов — бизнес посуровее, чем на нефти или стали.
Каждая минута = деньги.



Кстати, мы узнали, что ты работала в качестве продюсера визуальных эффектов в одной картине с участием Анжелины Джоли! Сотрудничество с голливудскими звездами — это настолько сложно, как об этом рассказывают?
Шел 2009 год, глобальный экономический кризис, из американской большой студии дубляжа я перекочевала в другую независимую маленькую студию vfx (создание компьютерной графикой — прим. редактора). Однажды в студию заехал режиссер Филип Нойс (к/ф «Тихий американец», «Власть страха» — прим. редактора) и загрузил студию на 50+ шотов для своего шпионского боевика «Солт». Лично с Анджелиной я не работала, но на экране мы вдоволь налюбовались ее персонажем Эвелин, парни аж устали.
Плюс было 3 альтернативных версии сюжета, так что «знакомство» все же состоялось (улыбается). Если говорить обо всех знаменитостях, то, есть такое выражение «не очаровывайтесь, чтобы не разочаровываться».
А если об актерах, то скажем правду: актерское ремесло не легче военного — много выгорания, физического и морального напряжения, собственных привычек, состояния здоровья, ответственности за роль. Им нужно личное пространство для пересборки, «безопасная зона», чтобы входить в коммуникацию. Тем более они в постоянном тесном контакте с режиссером, а это уже огромная нагрузка.
Так что в работе с актерами все должно быть четко — никакого навязывания, панибратства, все по делу, пока не прозвучит «Сut»! А в личном общении они могут быть прекраснейшими людьми, которые могут делать неожиданные комплиментарные жесты.
Конечно, есть и не очень приятные истории. Не сильно мне понравился Сэм Уортингтон на съемках «Время псов» в Будапеште. Да и я ему тоже (смеется). На ровном месте без конфликта. Так бывает.

Олеся, с момента твоей победы в первом сезоне шоу «Холостяк» прошло 11 лет. Оборачиваясь назад, какие эмоции от участия ты испытываешь?
«Холостяк» — интересная тема для дипломной работы студентов-психологов. Это не просто шоу, а настоящая стратегическая игра, где важно взаимодействие с окружающими. С самого начала ты попадаешь в необычные условия, где привычные правила меняются. В реальной жизни женщинам часто нужно оставаться загадкой, а здесь наоборот — нужно быстро открываться, ведь время ограничено. Общение происходит с паузами, и ты ничего не знаешь о других участниках. Это может вызывать стресс и спровоцировать тебя на слабость.
Сценарий, конечно, существует, но он гибкий и не прописан до мелочей. В основном есть некий пресет свиданий, продумана логистика по странам, локациям, где, как и что происходит. А вот вектор развития сюжета уже зависит от межличностных отношений главного героя и девушек, девушек и девушек, девушек и продюсеров. Много переменных. Все, что мы видим в эфире, — это определенная правда, либо усиленная, либо редуцированная. Характеры участниц сложно скрыть, и монтаж лишь подчеркивает их особенности.
На кастинге мы делимся своими страхами и увлечениями, холостяк также проходит психологическое тестирование, что помогает сценаристам понять, как нас лучше представить зрителям. На подобных проектах нужно быть готовым к психологическому стриптизу, это сложно. Ни одна женщина не осознает, какого это, быть среди разнообразных, не всегда уравновешенных женщин, которые хотят заполучить одного и того же мужчину. Я оставалась собой, не сравнивала себя ни с кем, не конкурировала, просто жила в своем мире и, по возможности, сохраняла внутренний покой. Но каждую секунду я также понимала, что нужно делать и стратегически подходила к ситуации, что, на мой взгляд, дало мне преимущество. До сих пор считаю, что участие в «Холостяке» прокачало мою интуицию, «трушность» — не пытаться перехитрить других, а просто жить настоящим моментом. Не буду скрывать, что спустя время, очень приятно осознавать, что те, кто считал, у тебя нет шансов, остались далеко позади. Выигрывать всегда приятно, а когда осознанно, еще лучше.




Немного о личном: была ли реальная симпатия с «холостяком» Евгением Левченко? Или это все-таки больше проектная история?
Люди влюбляются по-разному. На реалити эмоции могут усиливаться из-за необычных условий и ограниченного времени. Можно реально поверить, что влюбляешься. Иначе я не знаю, как еще объяснить коллективную симпатию 26 девушек к одному мужчине (улыбается). Сама атмосфера шоу, путешествия в разные страны, эти красивые свидания в локациях мечты, — как сказал исполнительный продюсер: «Вы застали эпоху больших бюджетов». Все это, конечно, влияло на восприятие моих собственных чувств. Как можно было остаться равнодушным к приятному добру-молодцу в покрове тумана на отвесе вековой скалы в Etreta? Симпатия с Женей была, но не как удар током при первом знакомстве, а как медленно проникающее тепло. Недосыпы, совместные переживания, пусть и поначалу в контексте игры, когда его мотивы были неясны, это сблизило нас. После шоу мы встречались где-то месяцев 9.


Олеся, сегодня ты занимаешься блогерством, активно ведешь социальные сети. За плечами — сотрудничество с известными международными брендами, например, Pinko, и аудитория из преданных поклонников, приглашения на закрытые события, заслуженное место в светской столичной хронике. В чем секрет успеха?
Вопреки тренду на искренность, я не отношусь к себе слишком серьезно, не стремлюсь «попадать» в светские хроники. Когда-то в начале 2000-х я услышала в программе «ЧП» криминальную сводку. Представьте, резкий мужской закадровый голос вещает что-то из серии: «Светская львица, бывшая жена такого-то была найдена мертвой в своей однокомнатной квартире на окраине Москвы, соседи заподозрили неладное, когда запах…». У меня всю жизнь перед глазами эта некая «светская львица», окраина Москвы, блеск и нищета вампирского города. Согласитесь, совсем как-то не хочется стать такой светской львицей (смеется). Хоть на окраине Москвы, хоть в хоромах в центре. Это просто не тот вектор. Я создаю и созидаю свою Москву, свой круг, свою жизнь, большая часть которой протекает в оффлайн без контента. Для меня социальные сети — площадка для творчества и общения. Иногда, конечно, я делюсь с аудиторией тем, что действительно важно для меня, но по большей части иронизирую, рассказываю о новостях мира моды и красоты, о новых вкусных местах или отелях. Не даю рекомендаций, просто делюсь чем-то приятным. А мероприятия — это часть коммуникаций, часть процесса, где за один раз можно увидеть и поддержать приятные контакты. Радует, что все еще остались сотрудничества с международными брендами, они признают во мне ту стилистику, которая им подходит. Со своей стороны я стараюсь выкладываться, всегда иду навстречу и предлагаю свое авторство. Наверное, это тот период, когда «личный бренд» важнее строчек в резюме. В моем случае он работал и до соцсетей, когда твои проекты и результаты говорят сами за себя. Сейчас рынок все меньше перестает обращать внимание на дипломы и должности, а больше — на реальный опыт и портфолио, на ценность и влияние, которые принесли проекты.



Какими тремя словами ты можешь описать себя?
Инфлекционист, экспансионист, креативный эмпат. По версии главного футуролога Института Да Винчи Томаса Фрая, я скорее всего «инфлекционист» и «экспансионист». Первый отлично адаптируется в новой окружающей среде, а второй удачно находит точки перегиба и слабые места в системе. При этом тревожная искренность, которая присуща многим творческим людям, делает тебя тонкокожим… Но это уже история для психотерапевта.
Приоткроешь завесу тайны, какие планы у тебя на ближайшее время?
Еще больше съемок, новые циклы, святые места. Есть задумки по публикациям одной непростой книги о технологиях выживания в век AI и квантовых компьютеров, — сказывается любовь к ученым и научпоп циклам, которые мы выпускали 8 лет назад. С тех пор многое изменилось и в научном хабе набрался «материал». Пока с командой размышляем о формате. Будем ли быстрее, чем новый квантовый чип Microsoft с исполнением этих планов, — время уже не покажет, мы как бы опоздали. Но попытаться стоит. Из реализованных планов — недавно вернулась с Миланской недели моды, под большим впечатлением. И хочется еще чуть больше путешествий, чем в прошлые пару лет. В этом году хочу все-таки победить длительную анемию и основательно выдохнуть. Я устала бежать.