Андрей Богатырев — сценарист и кинорежиссер. Андрей окончил ВГИК, по направлению неигровое кино. В фильмографии режиссера числятся такие проекты как «БАгИ», «СашаТаня», «Иуда», «Красный призрак», «Золото Умальты» и другие.
Андрей, как вы начали свою карьеру в кино? Что вас подтолкнуло стать режиссером?
Моя мама, Татьяна Воронецкая, — киновед и кинокритик. Она дружила с Леонидом Филатовым и Сергеем Соловьевым, и я с детства впитывал атмосферу советского кино конца 80-х — начала 90-х. Так постепенно ко мне пришло понимания, что это именно то, что я хотел бы делать. В 6–7 лет я смотрел с бабушкой «Санта-Барбару» и спросил, что это мы смотрим? Она ответила — сериал. Я спросил — что такое сериал? Она объяснила, что это многосерийный фильм, дальнейшие расследования довели меня до вопроса, а кто вообще делает кино? Она ответила — режиссер! Тогда я и решил: «Хочу быть режиссером и создавать свое кино».
Когда в середине 90-х у нас появилась видеокамера VHS, я начал снимать любительские фильмы, вдохновляясь американскими фильмами категории B и итальянскими ужасами Лучо Фульчи, Дарио Ардженто и Марио Бавы. Кино казалось мне способом создать свою реальность.
Какие были ваши первые шаги в киноиндустрии?
Я с детства смотрел все, от Феллини до дешевых фантастических фильмах. Ездил покупать фильмы на легендарную «горбушку». Тратил я все деньги на кассеты и мечтал поступить во ВГИК. Так и вышло. Подавал документы на оба режиссерских факультета — игрового и неигрового кино. Поступил на оба, но на игровое поступил на платное, и я в итоге выбрал неигровое, окончив мастерскую Караджова и Резникова.
После ВГИКА снимал телепередачи и документальные фильмы, такие как «Евдокия — последняя русская царица» или «Послание из будущего» для телеканала «Культура», а вот в 2011 году выпустил свой первый игровой фильм «БАгИ». Там я был режиссером, сценаристом, композитором и актером. Это мой авторский проект, который показали на многих фестивалях.
Второй фильм, «Иуда», получил приз за лучшую мужскую роль на Московском международном кинофестивале. Позже я снял ситком «Саша+Таня», что показало мне две стороны кино: авторское, с творческой свободой, и жанровое, где режиссер — винтик в системе. Я понял одно, что даже если бы вместо меня «СашуТаню» снимал Спилберг — результат был бы почти такой же.
Что для вас значит быть российским режиссером в современном мире кино?
Быть режиссером в современном российском кино сложно. С одной стороны, важно не потерять себя, делать то, во что веришь и что чувствуешь. Только так можно создать честное кино. Я, например, равняюсь на Алексея Балабанова и других режиссеров с уникальным стилем и видением. Но кино — это большие деньги, и доказать свою художественную правоту бывает непросто. Это одно из самых несвободных искусств, где на результат влияет множество факторов.
Режиссеру все время нужно балансировать между своими желаниями, ожиданиями продюсеров и ограниченным бюджетом, придумывая креативные решения и выходы из ситуаций. Режиссер — это человек, бегущий по лезвию бритвы. Я испытал это на себе: бывают успешные проекты, когда все становятся твоими друзьями, и неудачные, которые все обходят стороной. Режиссура — это ответственная, интересная и тяжелая работа, где ты капитан корабля, все на борту на твоей ответственности.

На текущий момент в вашей фильмографии как режиссера насчитывается 20 проектов. Есть ли для вас самый значимый и запоминающийся? Почему?
Каждый фильм — как ребенок. Одни рождаются по любви, другие — случайно, но каждый становится частью твоей жизни, ведь на создание фильма уходит год, а иногда и больше. К каждому из них есть своя теплота.
Мой самый любимый фильм — «Красный призрак». В нем всё сложилось так, как я хотел. Также я люблю свой первый фильм «БАгИ» — тогда было много надежд и светлых чувств, снимая его я чувствовал невероятное счастья. Ещё мне дорог «Иуда», который стал для меня этапом переосмысления и поиска смыслов. Наверно, эти мои три фильма — «БАгИ», «Иуда» и «Красный призрак» — являются моими любимыми картинами у самого себя.
Какие проекты у вас сейчас в работе? Что самое сложное и самое интересное?
Сейчас у меня в работе несколько проектов. В одних я делаю паузы, другие активно развиваю. Это целый пакет проектов, которые я надеюсь реализовать в ближайшие годы. Любую паузу я использую, чтобы доделывать именно свои фильмы. Я понял, что по настоящему силен, как режиссер именно в своих проектах. Когда проект чужой, бывает сложно: не всегда удается понять сценарий или договориться с продюсерами. В своих же проектах я знаю всё: смыслы, образы, подводные камни, где можно сэкономить, а где нужно вложиться полностью.
Самое сложное — искать деньги. Это почти фантастика, сравнимая с чудом. Но самое интересное — съемочный процесс. Это приключение, творческая работа с единомышленниками: оператором, художником. Каждый день ты воплощаешь свои мечты, и это делает меня счастливым. Много раз в жизни я видел, как мои задумки превращались в фильмы. Когда смотришь на результат, думаешь: «Какое счастье!» Многие люди этого лишены, а ты имеешь возможность реализовать то, что когда-то мечтал и задумал как фильм.
Что для вас значит проект «Красный призрак 1812»?
«Красный призрак» для меня — мечта. Первый фильм мы задумали с друзьями: Константином Симоновым, Вячеславом Шихалеевым и Павлом Абраменковым. Сценарий писали вместе с Олегом Богатовым, Павлом Полуйчиком, Сергеем Крайневым и Арменом Ватьяном. Каждый внёс что-то своё, и получился интересный сценарий.
Мы не могли поверить, что наша мечта реализовалась. Мы снимали под Калугой, в деревне Низовское, где жили и работали, там я задумал трилогию о русском воине, о неизвестном солдате. Первый фильм стал хитом на платформах. Сейчас мы снимаем второй фильм с Первым каналом и Кинопоиском, что даёт надежду на реализацию третьей части. Для меня это воплощение мечты.


Что вас вдохновило на создание этого фильма?
Меня вдохновило советское военное кино — живое и неформальное. Любимые фильмы: «На войне как на войне», «Они сражались за Родину», «Проверка на дорогах». Я хотел высказаться на тему войны по-своему, потому что меня не устраивают те российские современные фильмы о Великой Отечественной войне, которые выходят, и «Красный призрак» стал моим ответом на них.
Я также люблю Квентина Тарантино за иронию и уникальный стиль, а ещё советские вестерны: «Неуловимые мстители», «Белое солнце пустыни». В «Красном призраке» я смешал советское кино, вестерны и тарантиновский подход, создав живой, фактурный фильм без пафоса.
Для продолжения — «Красный призрак 1812» — мы сохранили тот же состав: оператор Никита Рождественский, актер Алексей Шевченков, который играл одну из главных ролей в первом фильме, Катя Арефьева опять отвечает за костюмы, художник постановщик снова Маша Турская, а композитор Сергей Соловьев. Я вообще люблю работать со своими людьми, с кем уже сложились отношения.
Как вы пришли к выбору исторического контекста для этой картины?
Первая картина была посвящена Великой Отечественной войне и неизвестному солдату. Мы решили масштабировать эту идею и перенести её в другую эпоху — Отечественную войну 1812 года, расширив тему до всех отечественных войн. Изучили множество исторических материалов: воспоминания Дениса Давыдова, французских участников. Эта эпоха оказалась полна шарма и интересных деталей. Мы постарались передать это в фильме: костюмы, грим, архитектура. Снимали в музее деревянного зодчества в Костроме и в Истре, где сохранились дома того времени. Надеюсь, зрители оценят нашу работу над визуальной частью.
По какому принципу подбирали актеров на главные роли?
Я выбираю актеров по ощущению, ищу единомышленников, которые могут стать соавторами в картине. Для второй части я позвал Алексея Шевченкова и других артистов из первой картины: Пауля Орлянского, Вольфганга Черни, Дениса Кузнецова и Константина Симонова, они сыграют небольшие роли, эта такая пасхалочка, для любителей первого фильма. Выбор актеров стал большим приключением. В главной роли — Олег Савостюк, также снимаются Константин Плотников и Владислав Тирон, чье творчество я очень ценю. Анна Уколова, которую мы хотели снять еще в первом фильме, наконец сыграла во второй. Она великолепная актриса и человек. Особое счастье — работать с Ириной Купченко, народной артисткой СССР. Для меня честь снимать ее, ведь я обожаю фильм «Обыкновенное чудо» с ее участием.
Также в фильме играют Никита Кологривый в роли Дениса Давыдова, Владислав Ветров, Аскар Никомедзянов, Георгий Перадзе, Дмитрий Хасис, Иван Купреенко, Евгений Антропов, Денис Кузнецов. В небольших ролях я позвал поучаствовать лидера рок группы “Сегодня Ночью” Никиту Козлова, сына Гарика Сукачева — Сашу Сукачева и многих своих друзей.
Были ли сложности в осуществлении? Как преодолели?
Конечно, огромное количество сложностей есть. Опять же, связано с финансированием. Очень непросто сформировать бюджет фильма, очень непросто. У нас было огромное количество проблем со снегом. Мы хотели сделать фильм снежным, но, знаете, в эту зиму снега не было практически. Более того, его не было ни в Подмосковье, ни в других регионах. У нас была настоящая погоня за снегом, это было очень непросто.
Каждый фильм — это приключение, а тут этого было особенно много. Мне кажется, в съемках это был самый трудный фильм, который я снимал в жизни. «Красный призрак 1812» — очень непростая картина.

Как вы создавали визуальный стиль, соответствующий исторической эпохе?
У нас есть исторический консультант, который помогал понять, как велась война, как люди общались. Мы изучили множество книг. Художник по костюмам, Екатерина Арефьева, — настоящий профессионал, она тщательно проработала детали. Мы также изучили быт того времени и снимали в музее деревянного зодчества. В фильме будет изысканный стиль и визуальное воплощение — я не побоюсь это подчеркнуть.
Есть ли у вас любимый момент из «Красного призрака 1812», которым вы особенно гордитесь?
У меня есть несколько любимых моментов в фильме, но я сейчас не хотел бы о них говорить. Лучше, когда фильм выйдет, вы его увидите, а потом об этом поговорим. Пусть останется загадкой.
Что, по вашему опыту и мнению, служит факторами для того, чтобы проект стал успешным?
Чтобы фильм стал хитом, должно совпасть множество факторов: попадание в аудиторию, запросы общества и героя. Например, «Холоп» ответил на запрос о справедливости, а «Брат» — на потребность в новом герое времени.
В каждом успешном фильме заложена правда о времени, обществе и мире. Такие фильмы становятся памятниками эпохи, как «Брат», который остается актуальным на все времена. Формула успеха — сочетание вечного и актуального.
Есть жанровые фильмы-однодневки, которые становятся популярными, но не выдерживают проверки временем, как «Пираты XX века». А есть фильмы, которые со временем только набирают аудиторию, даже если изначально не были хитами. Конечно, я не против коммерческого успеха, но хотелось бы создавать что-то долговечное.
Андрей, когда планируется выход фильма?
Выход фильма планируется на конец 2025 года либо на начало 2026 года. Я надеюсь, это будет зима, так зимние картины лучше выпускать зимой.
Какие планы у вас на будущее? Будут ли новые проекты в историческом жанре?
У меня много планов: супергеройский фильм, историческая, фантастическая и постапокалиптическая картины. Но после «Красного призрака» хочется отдохнуть от исторического кино. В моей фильмографии уже много таких проектов: «Золото Умальты», «Красный призрак» (оба фильма), «Иуда» и «Дикая лига». Теперь я мечтаю снять что-то современное — с современными костюмами, машинами, чтобы немного сменить жанр.